Некачественная коронка: как решить проблему?
В том случае, когда не удается восстановить естественную форму зуба, стоматолог-ортопед может установить коронку, которая, во-первых, делает дефектным незаметным, а во-вторых, обеспечивает выполнение функций разрушенного зуба. Но все это только при условии качественного ее изготовления.
Разные способы – разный результат
Сегодня в ортопедической стоматологии применяются различные способы изготовления зубных коронок.
Наиболее доступный и распространенный способ – штампование. Штампованные изделия отличаются относительно низкой себестоимостью, короткими сроками изготовления. Но от таких конструкций сложно требовать идеального совпадения с размером и формой разрушенного зуба. Поэтому после их установки часто развивается воспаление мягких тканей, возникает дискомфорт.
Второй распространенный способ – литье. Цельнолитые коронки лишены большинства недостатков штампованных конструкций. Они располагаются на нужном уровне, не оказывают негативного влияния на ткани периодонта, не предусматривают спайки отдельных частей, поэтому в процессе ношения не вызывают эффекта гальванизма. Однако даже в этом случае возможны неточности, связанные со сложно предсказуемым процессом «усадки» металла. Кроме того, качество таких изделий значительно снижается, если в процессе изготовления используются низкокачественные вспомогательные материалы.
Один из самых перспективных методов изготовления – плазменное напыление. При грамотном подходе, он позволяет получить наиболее физиологичные, функциональные, конструкции.
Признаки ненадлежащего качества
Задуматься о том, насколько качественно была изготовлена коронка, нужно, если имеет место:
- Заметное отличие по цвету (в том случае, если предполагалось устранение эстетического дефекта).
- Изменение формы зубного ряда после установки конструкции. Например, когда реставрированный зуб стал выше соседних или выступил вперед по отношению к ним.
- Дискомфорт в ротовой полости. Это могут быть неприятные ощущения, связанные с эффектом гальванизма (металлический привкус, покалывания и т.д.).
- Боль при надкусывании. Если она появилась сразу же после установки изделия, возможно, причина в том, что врач травмировал мягкие ткани, и после их заживления боль уйдет. Но здесь нужно проявить определенную бдительность – если коронка не подходит по размеру или неплотно сидит на шейке зуба, она может постоянно травмировать десну, вызывая ее воспаление. Впоследствии это воспаление перейдет на ткани периодонта, и будет сложно доказать, что виной тому протез, а не новое заболевание, которое развилось по независящим от ортопеда причинам.
- Шаткость, ощущение непрочности или ненадежности изделия. В идеале, протезированный зуб должен выполнять все функции здорового, пациент со временем просто забывает о присутствии коронки.
И, конечно же, некачественная коронка априори имеет меньший срок службы, чем было указано в гарантии. Он должен составлять:
- для временных (пластмассовых) изделий – 3 месяца;
- для металлокерамики и цельнолитых конструкций – 5 лет;
- для цельнолитых, облицованных пластмассой протезов – 1 год;
- для виниров и съемных пластиночных протезов – 2 года.
Если изделие вышло из строя раньше указанного срока, пациент имеет полное право потребовать компенсации стоимости лечения, а также морального вреда.
Если клиника отказывается удовлетворить эти требования, можно обратиться за помощью к медицинским юристам. Многие организации, которые занимаются защитой прав пациентов, работают даже дистанционно, через Интернет. Поэтому расстояние не должно стать преградой.